Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Италия 2011 - Умбрия - Часть 1 - 1-2 мая - Тразименское озеро

Необходимая преамбула или что такое Умбрия?
Основной целью нашей нынешней поездки в Италию был один конкретный регион Италии – Умбрия. Вообще-то мы собирались ехать в этом году на Сицилию, но когда я была в Вене, я увидела в одном из музеев Бельведера на картине художника-романтика водопад в Терни (о нем тоже будет позже) и тут же написала _volta_ sms: «Нам надо ехать в Умбрию!». И была права!
Умбрия расположена в самом центре Италии и не имеет выхода к морю (по поводу чего они считают себя очень бедным регионом), зато это одна из самых лесистых областей Италии, за что носит название «Зеленое Сердце Италии», в чем вы еще убедитесь по нашим фото. Рельеф Умбрии – бесконечные холмы, переходящие в Аппенины, где на вершинах даже летом может сохраняться снег (уж по крайней мере весной так точно:)). Благодаря этому обстоятельству, путешественнику постоянно приходится карабкаться вверх или скатываться вниз, а большинство городов представляют собой так называемые hilltowns, т.е. «города на холме». Собственно все города Умбрии, в которых мы останавливались, относились к таким вот городам на холме:)
Название области Умбрия происходит от названия племени, которое здесь когда-то жило «умбры». Они делили эту область с этрусками, пока не пришли римляне и все не испортили всех не завоевали. С этого момента Умбрия принадлежала к Римской империи, после ее падения тоже на несколько веков пришла в упадок, а потом начали подниматься отдельные города-комунны. В Новое время, однако, Умбрия стала аграрным придатком других итальянских областей и, судя по всему, прекрасно чувствовала себя в такой роли. После Объединения Италии в Умбрии появилось единственное крупное производство – сталелитейное, которое в ХХ веке сильно пострадало во время военных бомбежек. Вторая беда, от которой частенько страдает Умбрия – это землетрясения, которые периодически происходят в этих все еще молодых горах. В отличие от соседней области Тоскана, подарившей миру великих и ужасных правителей вроде Медичи и Борджа, Умбрия знаменита прежде всего своими святыми, о чем вы уже могли догадаться по нашим кратким путевым заметкам:)
Сейчас Умбрия по-прежнему живет в основном сельским хозяйством (вино, оливковое масло, свинина, трюфели) и туризмом. В общем, надеюсь, мы внесли существенную лепту в экономику этого прекрасного региона:)
Итак, наша поездка началась с достаточно утомительного перелета Москва-Рим-Флоренция. Почему-то у Alitalia была акция, по которой долететь до Флоренции через Рим было раза в четыре дешевле чем тем же рейсом прямиком до Рима, так что мы ухватились за этот вариант, хотя Флоренция нам была в общем-то не нужна. _volta_, которую накануне поездки крайне некстати подкосил злобный вирус, половину дороги дремала у меня на плече, а вторую половину мучилась от боли в ушах при посадке. Также в самолете Москва-Рим нам достались места в гордый последний ряд у туалета, так что трясло всю дорогу, и вообще в самолете было душно и как-то неуютно. В Риме было суматошно (аккурат день беатификации папы Иоанна Павла Второго), но мы умудрились найти почти пустой self-service ресторан и пообедать там, отметив прибытие на итальянскую землю бутылочкой местного, красного, DOC-овского. Затем был очень смешной перелет Рим-Флоренция, длившийся дай бог минут сорок. Мне кажется, мы дольше стояли на земле в ожидании вылета (из-за беатификации выстроилась очередь), чем летели. Зато почему-то именно на этом рейсе нам гордо показывали карту маршрута и сообщали, над какими городами мы пролетим и сколько нам еще лететь. Так или иначе, но мы долетели в крохотный флорентийский аэропорт, там возрадовались тому, что «Алиталия» не потеряла наш багаж даже на стыковке и пошли навстречу таксисту Марко, с которым договорились о трансфере заранее. Он увидев наши рюкзаки сказал, что мы не tourists (которые, по его словам, приезжают с гигантскими чемоданами), а travellers, чем нам крайне польстил:) И повез он нас в городок Кастильоне дель Лаго на Тразименском озере, где нам предстояло провести три ночи.

Тразименское озеро

Вольта на фоне Тразименского озера _volta_ на фоне Тразименского озера

Итак, Тразименское озеро – четвертое по величине озеро Италии и крупнейшее в центральной Италии, около 60 км в периметре. Наиболее известное историческое событие, связанное с этим озером – это битва римлян с войском Ганнибала в 217 г. до н.э. на его берегах в ходе Второй Пунической Войны. Римлян тогда разбили в пух и прах. Собственно на месте битвы сейчас, естественно, никаких следов тех времен нет, а есть только современная скульптурная композиция, призванная символизировать. Находится это все в местечке Туоро, которое мы только проплывали мимо на кораблике.
На берегах озера расположено несколько маленьких симпатичных городков, разумеется, почти в каждом есть замок. Собственно городок, где мы остановились, назывался Кастильоне от слов Castello del Leone (т.е. Замок Льва) – название возникло в XIII веке, когда Фредерик II Гогенштауфен и основал этот самый Castello. Городок располагается на полуострове, который в давние времена периодически во время высокой воды отрезало от берега и он становился островом. Кастильоне можно отнести к тем самым «городам на холме», хотя холм, на котором он располагался, совсем маленький.

А вот такую лестницу надо преодолеть, чтобы подобраться к Кастильоне со стороны суши А вот такую лестницу надо преодолеть, чтобы подобраться к Кастильоне со стороны суши

А когда вы ее преодолели, вас ждут вот такие неприступные стены А когда вы ее преодолели, вас ждут вот такие неприступные стены

Впрочем и сам городок, точнее его историческая часть – крохотный – пара улиц и замок. В 16-ом веке Папа Римский подарил Кастильоне семье делла Коронья, они выстроили там палаццо, соединили его длинным переходом с замком, а также расписали его ужасающими фресками с деформированными толстыми Венерами – ничего более ужасающего я не видела, если честно, но они очень гордятся – мол, ренессансные фрески у нас:)

Палаццо Коронья Палаццо Коронья
Да, вот такой ободранный палаццо, а что делать:)

У перехода из Палаццо в Кастелло:) У перехода из Палаццо в Кастелло:)

И внутри перехода... И внутри перехода...

Собственно, замком и палаццо в целом и ограничиваются достопримечательности Кастильоне, зато сам городок окружен оливковыми рощами (местное оливковое масло считается одним из лучших в Италии), а с замка открывается потрясающий вид на озеро.

На стенах замка На стенах замка

Часовой Часовой

Вид со стен замка на озеро Вид со стен замка на озеро

И вид на замок с озера:) И вид на замок с озера:)

Собственно, охватив Кастильоне и закупившись снедью (в виде сыра, хлеба и местного вина) в одной из очаровательных местных съестных лавок (prodotti tipici – волшебные слова для любого любителя итальянской еды), мы отправились на пристань, где стали дожидаться кораблика, который отвезет нас на один из островов на Тразимено.

Продуктовая лавка Продуктовая лавка

Пока мы ждали кораблик, мы наблюдали как по воде шустрит какая-то водоплавающая змейка. Тогда мы еще не знали, что змеи станут для нас актуальной темой!
Островов на озере три – Маджоре (единственный обитаемый остров), Миноре (частный и не заселенный) и Польвезе. Миноре – маленький, частный и незаселенный. Самый большой Польвезе – но Большим при этом называется, как можно догадаться, Маджоре. На Маджоре-то мы и направились.
Это была наша первая ступень паломничества по местам Святого Франциска Ассизского, основателя нищенствующего монашеского ордена францисканцев. Франциск Ассизский личность выдающаяся, подробно о нем, наверное, расскажем, когда дойдет дело до Ассизи, но пока поверьте нам на слово. Этот человек потоптался практически во всех самых красивых (и, как правило, изолированных) местах Умбрии – при этом исключительно со всякими благочестивыми целями. В частности на острове Маджоре Франциск в 13-м веке какое-то время провел отшельником и сидел там пост с местной братией. Уже в следующем веке там был построен францисканский монастырь (в конце ХIХ в. он стал замком, а в ХХ отелем, сейчас уже давно и безнадежно закрыт на реставрацию и реконструкцию, так что увидеть его можно только с кораблика). Также предположительно на этом острове Франциск Ассизский выпустил из капкана кролика (говорят, их там тоже много, но мы ни одного не видели) и наказал ему больше не попадаться. Кролик так проникся, что запрыгнул Франциску на руки, и как Франциск не пытался от него отделаться, он все запрыгивал и запрыгивал, пока друзья Франциска не забрали кролика и не увезли куда-то глубоко в лес и там отпустили. Таким же безобразием занимались рыбы, которых Франциск выпускал из сетей.

Я в роли Франциска Ассизского Я в роли Франциска Ассизского

Стежки-дорожки на Изола Маджоре Стежки-дорожки на Изола Маджоре

Вид на Изола Миноре с Маджоре Вид на Изола Миноре с Маджоре

А еще на острове имеется поселок, где есть вкусные рыбные ресторанчики с местной рыбой (в одном таком мы откушали, попробовав местный tegamaccio – рыбное рагу из разных сортов озерной рыбы), несколько старых церквей (в том числе еще до-францисканских, например Церковь Михаила Архангела и Церковь Сан-Сальваторе, обе XII в.), а также по острову в огромных количествах бродят дикие фазаны. Сам островок хоть и Маджоре, но реально маленький (где-то 700 на 300 м), так что долго там не разгуляешься.

Фазан Фазан

Церковь Сан-Сальваторе (XII в.) Церковь Сан-Сальваторе (XII в.)

Колокола Церкви Михаила Архангела Колокола Церкви Михаила Архангела

И мы отправились дальше – в городок Пассиньяно-суль-Тразимено – почти на противоположном берегу от нашего «родного» Кастильоне. Пассиньяно, надо сказать, нас особо не впечатлил, хотя там есть и остатки средневековых стен, и узенькие живописные улочки, карабкающиеся опять же вверх по холму, и башни местного замка.

Треугольная средневековая башня в Пассиньяно Треугольная средневековая башня в Пассиньяно

Крутая улочка в Пассиньяно Крутая улочка в Пассиньяно

Но как-то там нас не зажгло, так что мы помыкались в поисках, где бы выпить чай-кофе, нашли какую-то кафешку и долго там высиживали, поджидая обратного кораблика. Какая-то воробьиха активно тырила крошки пирожного с моей тарелки и куда-то утаскивала. Мы так решили, что мужу еду носила. После пятого захода она перестала заглядывать в мою тарелку и суетилась в поисках чего-то другого. Видимо, муж сказал, что яблочным пирогом он уже обожрался и хочет разнообразия:) Бедная женщина!
Затем кораблик повез нас обратно на остров Маджоре, а оттуда через полчаса другой – домой, в Кастильоне.
Вечер в отеле у нас выдался странный. Дело в том, что наш отель, хотя и располагался на центральной площади города и обладал пафосным балконом, с которого можно было произносить речи как с балкона Casa Rosada, а также высоченными потолками и мозаикой на полу, банально не отапливался. Мол, май, Италия, какое отопление?

Вид с нашего балкона на главную площадь Кастильоне:) Вид с нашего балкона на главную площадь Кастильоне:)

Слушай меня, народ Италии! Слушай меня, народ Италии!

А поскольку на улице было не так уж жарко, вечерами в номере жить можно было только под одеялом. Поэтому когда мы вернулись, мы стали активно греться закупленными с утра продуктами. Но вина было мало, хотелось чаю. И тут мы выяснили, что наша «украдка», т.е. пакетики с чаем, которые мы позаимствовали с завтрачного стола, чтобы выпить вечером, пропали таинственным образом. Мы обе помнили, куда мы я их положила утром и обе проверили там и далее по всему номеру. В итоге мы пришли к странное идее, что при уборке номера их выкинули. Мы были страшно возмущены (был и другой повод для возмущения – сидевший на ресепшене старый итальянский дедушка не мог дать нам пароль для wi-fi и не мог перевести звонок на наш номер, когда мы звонили из дома), но горячего хотелось, в итоге _volta_ развела себе очередной "терафлю", а мне пришлось хлебать пустой кипяток. Забегая вперед, хочу сказать, что на следующее утро мы благополучно нашли наши пакетики ровно там, где они и должны были быть:)
И еще забегая вперед – несколько фотографий уже следующего вечера на Тразименском озере. Того самого, когда к нам пришла собака и выпила мое вино:) (Душераздирающую историю о Тразименской Собаке читать здесь: http://purple-files.livejournal.com/873642.html).

Обещанный компромат Штирлица Обещанный компромат Штирлица
А что, очень пить хотелось, а собака стакан сожрала!

В тот вечер, как только мы приготовились любоваться закатом, я обнаружила, что забыла в номере фотоаппарат. Благо, мы были минутах в десяти от отеля и я сбегала за ним. И очень рада, что не поленилась! Просто не могу не поделиться теперь тем инопланетным солнцем :)

Закат начинается... Закат начинается...

Те самые тразименские оливы... Те самые тразименские оливы...

Продолжение следует:)
В следующей серии – столица Умбрии чудесный город Перуджа:)