Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Ю.Семенов, "Приказано выжить"

На одном дыхании проглотила продолжение "17 мгновений весны". Интрига тут еще более путанная чем в "17 мгновениях", а события намного более напряженные. Больше "лирических отступлений", в частности про ОСС Гувера - с совершенной дьяволизацией Гувера, да и вообще американцев в целом - создается ощущение, что только Рузвельт там и был единственный вменяемый человек. Конечно, я понимаю, что Семенов писал в определенной идеологической системе, но блин, американцы, рассуждающие о борьбе с мировым еврейством и славянством - те же фашисты, если не хуже. А вообще - по этому роману складывается глубокое чувство омерзения по отношению решительно ко всем сторонам игры, пока разведки и бизнесмены крутят туда-сюда, выгадывая свой интерес, люди гибнут на полях сражений и в своих домах. Понятно, что это шпионский роман и это должно так выглядеть, но ощущение складывается именно такое... хотя финал-то как раз иной, пока все эти пауки в банке мечутся, неотступно идет волна наступления, которая их сметет, несмотря на все их умные интриги, и максимум, что они смогут сделать - это сбежать, как дружище Мюллер и партайгеноссе Борман. Правда, сейчас уже известно, что Борман никуда не сбежал, а все ж таки застрелился в начале мая 1945 г., но Семенов этого знать не мог, поэтому легенда осталась легендой и парочка моральных уродов укатила в Аргентину.
Ощущение, что Семенов насмотрелся фильма "17 мгновений" и писал этот роман уже немного "с актеров". Кстати, кое-какие фрагменты - например из переписки Сталина - появляются уже в фильме, а у него только в этом романе. А еще фигура Мюллера здесь становится уж совсем центральной, в определенном смысле задвигая Штирлица на второй план, и вызывает эта фигура какой-то бесконечный ужас и с какого-то момента перестаешь восхищаться его умом, а просто ужасаешься и все тут.
Неожиданно жалко Гитлера, каким его описывает Семенов. Жалко, как бешеную собаку, которая вроде бы и не виновата, что бешеная, а куча народу от нее пострадала. Нет, я Гитлера не пытаюсь оправдывать, просто я всегда считала, что как бы не велика была роль личности в истории, виноват не только лидер-тиран-фюрер, а те, кто позволяли ему все это время оставатсья на плаву. Убрать одного человека - нетрудно, но пока шли победы он был всем нужен. И только когда победы закончились - так же стал всем не нужен. Даже непонятно, почему его не убрали раньше, он давно был просто никчемным маньяком, проку на войне от него не было никакого.
Шелленберга моего в книге мало, ну ничего, я догонюсь в его мемуарах:) Которые к слову здесь Семенов цитирует уже прямым текстом, про упомянутый мной мега-стол:) Хотя сцена, где Шелленберг предлагает Штирлицу втроем с ним и Мюллером бежать в Аргентину - это истерика:))
Но разумеется, Штирлица очень жалко. Я уже думала об этом еще в "17 мгновениях" - эта история - об одиночестве. Очень экзистенциалистские местами романы выходят. Он же совсем - абсолютно - одинок. Но если в "17 мгновениях" у него были Кэт и Эрвин, здесь у него нет решительно никого, кроме воспоминаний и надежды, что свои придут и все такое. Только то, что свои не придут и домой не заберут, понятно, увы, читателю с самого начала, и только Штирлиц надеется до последнего... но в итоге "своими" оказываются нацисты, а "свои" свои чуть не приканчивают на месте, правда, по незнанию. И финал, где он оказывается за бортом Великой Победы, фактически чуть ли не тем самым "неизвестным солдатом" - этого следовало ожидать. Мне кажется, ему давно надо было бросить надеяться вернуться домой. Хотя нет - надеяться надо. Иначе остается только пойти и сдохнуть.
Tags: books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments