Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Ивлин Во, "Возвращение в Брайдсхед"

Сначала читала с трудом, потом все-таки вчиталась, хотя все равно - пробираться через этот тягучий язык было очень тяжело. Язык производит впечатление деревянных барельефов в стиле барокко - вроде бы красиво, но жить среди этого не хочется. Вот и мне существовать среди этого языка было крайне трудно. Более того, книга с самого начала отпугнула меня гомосексуальными намеками (и не только намеками). В совокупности барочного языка и гомосексуальной эстетики, а потом выросшей сильной религиозной (я бы даже подчеркнула - католической темы, роман напомнил мне Оскара Уайльда, к которому я отношусь крайне двойственно, хотя некоторые его вещи считаю шедеврами. Но картины Оксфорда той поры, когда колледжи были закрыты для женщин, с этими эстетствующими куртуазными молодчиками вызывали у меня отторжение. Эта неестественная речь, это напускное остроумие, любовь к парадоксам - от этого слишком быстро устаешь.

Тяжелее всего было читать роман именно потому, что там не было ни одного симпатичного мне персонажа. Самый отвратительный тип - Себастиан Флайт со своим немужским кокетством, своим плюшевым медвежонком, своим неотразимым обаянием, которое видно рассказчику и другим героям книги , но не читателю. Человек, который решительно ничего из себя не представляет, и тем не менее, желает выступать contra mundum, как будто находя единственную возможность подчеркнуть свою уникальность именно этим. Мол, вот я какой - я не с вами. В общем-то, его алкаголизм основывается на том же - бессмысленный протест против чего-то, только он сам толком не понимает против чего. В этом смысле другой бессмысленный прожигатель жизни - Антуан Бланш лучше, потому что он честен, он не пытается изображать из себя непонятого гения, он просто такой, какой есть. Возвращаясь к Себастияну, честно говоря, мне кажется, что его духовное возрождение, обернулась в итоге такой же паталогией, как и его юные годы.

В целом же этот роман, как не странно, очень верно охарактеризован в кратком описании в сборнике Ивлина Во 70-х годов. Что-то на тему безнадежной судьбы английской аристократии в современном капиталистическом мире. Пожалуй да, это действительно история о падении британской аристократии.
Tags: books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments