Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Португалия - День 1: Лиссабон

Итак, начинаю наше повествование о далекой Португалии. Прямо скажем, решение туда поехать было неожиданным. Мы с _volta_ уже давно распланировали на сто лет вперед, куда и когда мы едем, и на это лето была спланирована Швейцария. Прописан маршрут и турфирма уже подбирала отели. В итоге на этом этапе как раз нам стал понятен весь масштаб бедствий - т.е. цена, в которую нам может вылиться эта наша Швейцария. Отели выходили очень дорогими, но при этом еще и откровенно неважными - не такие, как нам хотелось, и не там, где нам нужно. В итоге, стали думать. По ходу так же выяснилось, что поезд до Базеля стоит какие-то совсем неприличные для поезда деньги, и встал вопрос о том, что мне все-таки придется наступить на горло собственной песне и полететь на самолете. Кто не в курсе - я очень боюсь летать и летала в последний раз десять лет назад. Правда, до этого летала много и без проблем.
Варианты на замену Швейцарии рассматривались разные. В итоге на майские праздники мы сидели на скамеечке в доме отдыха "Покровское" и щурились на солнце, как вдруг я спросила у _volta_: "А что из себя представляет Португалия?" (что меня стукнула? судьба, не иначе). _volta_ отдыхала там с родителями лет десять назад. Внезапно я поняла, что про Португалию не знаю ровным счетом ничего, кроме Лиссабонского землятресения и Великих географических открытий. В итоге, через пару дней по возвращению из "Покровского", мы проглядели сайты туроператоров, отелей, авиа, и решились. Мы пошли в офис португальского туроператора "ALTOSOL", про которых хочется сказать пару хороших слов. Да, у нас был достаточно простой запрос - неделя в отеле в Лиссабоне, неделя на юге на океане, и еще ночь в Лиссабоне (иначе мы не успевали на обратный рейс), но все было сделано гладко и без проблем. Менеджер Наталья выписала нам отели и аппартаменты по приемлимым ценам, мы выбрали дома то, что нам нужно, и отправили ей запрос. Вскоре все подтвердили, мы сдали документы, потом деньги, визы были сделаны без писка и заранее. В общем, для направляющихся в Португалю, могу всячески рекомендовать.

В качестве авиа была выбрана "Люфтганза" - посадочный перелет через Франкфурт, но я почему-то подсознательно больше доверяю этой компании, чем кому-то еще, в итоге выбрали ее, учитывая к тому же удобное время вылета-прилета и удобную стыковку.
Итак, рано утром 4 июля (чтобы не сказать - поздно ночью) - в районе 4 часов утра я проснулась и мы отправились в аэропорт. В принципе, летели без проблем. Первый рейс до Франкфурта меня мутило и ковырять поданные блинчики было достаточно затруднительно. Мутило, оговорюсь сразу, исключительно от нервов, поскольку полет был невинный. После достаточно быстрой перебежки между терминалами во Франкфурте (ибо самолеты в разных терминалах - поэтому долго бежали из пункта B в пункт А). Во Франкфурте при контроле багажа я почему-то стала звенеть, за что была ощупана суровой немецкой фрау. А за паспортным контролем нас приветственно встречал щит с Influenza A1/H1N1 - на тему если вы чихаете-кашляете, то умрите - у вас свиной грипп, но прежде чем умереть, постарайтесь не чихать на окружающих.

Второй полет прошел уже без неприятных ощущений, а посадка в Лиссабоне заворожила. Самолет делает почетный круг над широченным устьем Тежу, впадающим в океан и фактически над всем городом. Чуть ли не задевая крыльями дома, мы приземлились на достаточно раздолбанной взлетно-посадочной лиссабонского аэропорта. Выловили наши сумки, которые, к счастью, не потеряли при пересадке, обзавелись в аэропортовой информашке Lisboa Card (карта города - универсальный проездной и скидка в музеях и достопримечательностях на сутки) и картой города, и отправились в отель на шаттле "AeroBus" - автобус, который идет от аэропорта до вокзала Ориенте по основным местам, где селятся туристы. С Lisboa Сard он стоил какие-то смешные деньги, около еврика. В неправильном порядке прочитав последовательность остановок, мы решили, что сначала должны проехать площадь Маркиза де Помбала (самую пафнотную в Лиссабоне) и, решив, что ее-то мы точно не пропустим, расслабились и стали любоваться цветущими олеандрами и прочей южной растительностью. Вообще, выходя в аэропорту в Лиссабоне, кажется, что прилетел на курорт. Запах моря, яркое солнце, пальмы. В общем, мы тихо балдели, когда вдруг услышали очень тихо объявляемое название нашей остановки Picoas. Мы сильно удивились, ибо до этого проехали какую-то очень скромную площадь с маленьким памятничком и в нашем представлении Помбал выглядел совсем не так. Тем не менее, на нашей остановке выскочили. Поняли, что Помбал будет дальше, сверившись с картой, как всегда, затупили и пошли не в ту сторону. Когда район стал совсем странным, сверились с картой еще раз и попилили обратно. Все бы ничего, но а) в Португалии все мостовые в брусчатке качеством то получше, то похуже; б) Лиссабон лежит на 7, а то и 77 холмах, так что дорога идет то с нехилым уклоном вверх, то катишься под горку вниз. Тем не менее, мы нашли в итоге наш отель - Real Parque, заселились, и отправились на покорение Лиссабона.

Дома, облицованные португальской плиткой Дома, облицованные португальской плиткой

Первым на нашем пути был Парк Эдуарда VII - большой парк, расположенный недалеко от нашего отеля и идущий по склону очередного холма вниз. Там мы обнаружили черных лебедей, гигантских гусей и рыбный ресторан, который уже вдохновил нас своим меню и ценами, но пока говорить об этом было рано.

В парке Эдуарда VII - кажется, с гибискусом В парке Эдуарда VII - кажется, с гибискусом

К слову, господа - дисклеймер. Боюсь, что мы опять будем МНОГО писать про ВКУСНУЮ еду. Так что лучше читать наше повествование на сытый желудок:)
Итак, по парку мы спустились собственно к площади Маркиза Помбала. Маркиз де Помбал - один из любимейших португальских политиков, министр и фактически правитель Португалии при короле Жозе I, проведший множество прогрессивных реформ в Португалии и восстановивший из руин землятрясения 1755 г. Лиссабон. Собственно, именно при нем город приобрел свой современный, преимущественно барочный облик. Правда, после смерти Жозе I, Помбала быстренько отстранили, судили, даже приговорили к смертной казни, которую потом заменили пожизненным изгнанием из Лиссабона, а все его реформы отменили.

Маркиз Помбал Маркиз Помбал

От площади идет цетральная улица Лиссабона - Авенида да Либердаде, которая покорила нас шикарным бульваром - ряда четыре деревьев - в основном платанов - тенистая и прекрасная, особенно когда идешь по ней вниз, от Помбала. Гулять по ней - сплошное удовольствие.

На Авениде да Либердаде На Авениде да Либердаде

Так мы неспешно догуляли до площади Рештаурадореш, красивого, оформленного в псевдоготическом стиле вокзала Россио (где мы попытались купить билет до Порту на следующий день, но выяснили, что поскольку оттуда поезда идут только на Синтру, то и купить билеты на другое направление там нельзя).

Площадь Рештаурадореш Площадь Рештаурадореш

Вообще - ж/д вокзалы Лиссабона - это отдельная история. Их там много, все они очень разные. Мы были на пяти из них - и я не уверена, что это все. Россио - в самом центре, Санта-Аполония и Кайш ду Содре у реки - но далеко друг от друга, Ориенте - в Парке Наций и Энтрекампуш - в северной части города. С Энтрекампуша и Ориенте идет знаменитый скоростной португальский экспресс Альфа Пендуляр, который покрывает практически всю Португалию вдоль - от Порту (а иногда даже Браги) на севере и до Фару на юге. Общий путь займет, наверное, часов шесть-семь.
С Санта-Аполонии ходят поезда в разных направлениях, в том числе оттуда может идти все тот же Альфа, хотя и не всегда. С Кайш ду Содре ходят электрички в Кашкайш и Эшторил, т.е. на так называемую Лиссабонскую Ривьеру. А с Россио ходят поезда в Синтру. Так вот все непросто:)

Итак, от вокзала Россио мы перешли на площадь Россио (она же площадь Фигейра), там увидели экзотический подъемник Сан-Жушта в псевдоготическом стиле, построенный учеником Эйфеля. Поднялись на нем и перешли к развалинам церкви ду Карму. Это монастырская церковь 14-го века, пострадавшая, как водится, от землетрясения, но так и не восстановленная, так что крыши у нее теперь нет, зато видны полуразрушенные арки сводов, а внутри - археологический музей, но в него мы не пошли.

У церкви ду Карму У церкви ду Карму

На площади перед церковью фонтанчик - видимо, тоже старинный. Народ из него пил, мы не решились. От церкви мы пошли по улицам вниз в поисках еще одной крупной площади Лиссабона - площади ду Комерсио. После долгих блужданий по бегущим вверх-вниз совершенно пустым улицам, по которым периодически проносились бешенные трамваи (трамваи, даже "исторический" № 28 носятся там очень резво, по узким улочкам вверх-вниз, так что главное не разлить ненароком подсолнечное, или оливковое масло:)), мы наконец вырулили на площадь, которая, фактически, выходит на набережную. На площади красуется Триумфальная арка и памятник Жозе I.

На улицах нижнего города На улицах нижнего города

Арка перед Площадью ду Комерсио Арка перед Площадью ду Комерсио

Не найдя на площади остановки искомого трамвая № 28 (который по описанию решительно всех является сосредоточием воров-карманников всего Лиссабона), мы отправились туда, где мы его встречали до этого, ибо этот трамвай подвозит в частности до главного собора Лиссабона, а иначе надо пилить в горку. Правда, вместо трамвая нам сначала попалась маршрутка до замка, и мы решили ей воспользоваться, ибо к замку ехать еще выше.

Вид на замок Сао-Жорже Вид на замок Сао-Жорже

Замок Св.Жорже (Георгия) возвышается над городом на очередном холме. В свое время там были мавританские постройки - еще в VIII в. В XII в. их выгнали, замок забрали первые португальские короли, перестроили (и дальше он перестраивался не единожды, и разумеется, прилично был разрушен землетрясением, затем восстановлен. Сейчас в стенах замка очень приятный сад, гуляет много местных жителей, старики режутся в карты, а также там прекрасная смотровая площадка с видом на Тежу и на город.

Вид на Тежу и Мост 25 апреля Вид на Тежу и Мост 25 апреля

В замке я приобрела в качестве сувенира амулет из серебряного португальского эшкуду 1950-х гг., т.е. времен Салазара (не Слизерина:)).

В стенах замка Сао-Жорже В стенах замка Сао-Жорже

Побродив по замку и поизумлявшись на местных котов (особенность Португалии - кошки там здоровенные и все какие-то узкие - но не худые! - и длинные), мы отправились вниз к собору Се. Главный собор почти в любом городе Португалии называться Се - сокращение от sede episcopal (место, где сидит епископ). Романско-готический собор построен после реконкисты по приказу первого короля Португалии Афонсу Энрикеша. Как всегда - сильно пострадал при землетрясении и восстановлен. Фасад собора достаточно необычный и для романского, и для готики, а внутри он очень лаконичный, чем радует. Для меня лично - чем больше золотища в церкви, тем хуже впечатление она на меня производит. По загадочному стечению обстоятельств, из фото собора у нас имеется только его роза.

Роза Лиссабонского Се Роза Лиссабонского Се

Где-то в том же районе мы вышли на прекрасную смотровую площадку у церкви Санта-Лузия, с изразцовым пано из знаменитой португальской бело-синей плитки, где изображен Лиссабон до землятресения.

Мирадоро Санта-Лузия Мирадоро Санта-Лузия

Выйдя из собора, мы словили-таки трамвай № 28 и решили попытаться проникнуться самым старым сохранившимся кварталом города - Алфама. Также мы имели глупую надежду там покушать. Сразу говорю вам - товарищи, не надейтесь покушать в дебрях Алфамы. Вообще всем настоятельно рекомендую не искать места для еды в Алфаме. Да и вообще - наши впечатления свелись к тому, что делать в Алфаме нечего. Старые улицы, полуразваливающиеся дома, висящее белье (кое-где свежевыстиранное, причем висящее так низко, что получить чьими-нибудь мокрыми подштанниками в морду - нефиг делать), и явно не великосветская публика. Путеводитель не рекомендует гулять там ночью, мы бы и днем не рекомендовали. Впрочем, возможно мы чего-то не поняли, ибо нас гнал голод и мы уже были изрядно вымотаны.
Так бесцельно промотавшись по Алфаме, мы вернулись в район собора, где приземлились в замеченный раньше ресторанчик, который был почти пуст и в котором всем распоряжался один и тот же дядька - он же хозяин, он же официант, он же повар. Мы получили салат, жаренного на гриле осьминога, жареную на гриле же jewfish (словарь говорит - морской окунь) и бутылку vinho verde - знаменитого португальского "зеленого вина" (т.е. молодого белого вина, слегка игристого) - прохладного, вкусного и моментально ударившего нам как в голову, так и в ноги. По улице, на которую выходил ресторанчик, регулярно проносилась стремительная тень 28-го трамвая, и наше вдохновленное винью верде воображение сочинило историю про призрак карманника, который когда-то обворовал священника из Се, тот проклял его и с тех пор карманник мыкается по 28-му трамваю и будет мыкаться, пока другой священник не простит его:) Дарим эту легенду вам и городу Лиссабону:) В итоге, пьяные, но сытые и довольные, мы вывалились из ресторана (как выяснилось уже дома, забыв там карту, но хорошо, что только ее) и порулили в сторону вокзала Санта Аполония. Прошлись мимо горячо любимых нами доков, купили наконец ж/д билеты в Порту и отправились домой, по дороге проинспектировав местный супермаркет (в пяти минутах от нашего отеля) и прикупив там дыньку себе на вечер. Заснули как младенцы.