Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Categories:
  • Music:

Дорогами легионов

День 3, Аппиева дорога, Рим - один из самых прекрасных дней нашей поездки по моим ощущениям. Основную часть его составила прогулка по знаменитой Аппиевой дороге, известной в древности, как "королева дорог". Дорога эта, проложенная из Рима в "пятку" итальянского сапога еще во времена республиканского Рима, сейчас является археологическим заповедником. Не вся правда, а только ее часть. Другая же часть вполне эксплуатируется местным транспортом, что мы, к своему несчастью, на себе и испытали.
Парк Via Appia Antica формально является частью Рима, да и сама дорога начинается от Терм Каракалла и Циркус Максимус. Мы, правда, вступили на дорогу чуть позже.
Итак, тем утром мы впервые познакомились с синей веткой Римского метро. Вообще, в Риме всего две ветки метро, они пересекаются только один раз, в районе вокзала Термини. Красная ветка - приличная, станции и поезда там, как правило, чистые и в хорошем состоянии. Синяя ветка отдана на растерзание рисовальщикам граффити - там в граффити все - станции, поезда (и внутри, и снаружи). Да и вообще все выглядит весьма потрепанным. Вот по этой синей ветке, дивясь на корявые граффити и пытаясь разглядеть в них иллюминатские символы, мы поехали на станцию Piramide, гадая, почему она так называется. Выйдя на станции и найдя нужную нам автобусную остановку, мы (ну ладно, что уж там, профессор) впал в экстаз, увидев возвышающуюся над площадью нехилых размеров пирамиду. Это явно был знак! Впрочем, мы сначала махнули рукой, решив что это модернистский новодел. Но тут же выяснили, что были неправы, и выяснилось, что пирамиду выстроил себе какой-то древнеримский товарищ - видимо, фанат Египта был.
На автобусе мы доехали до Порта Сан-Себастьяна - сохранившиеся с римских времен ворота и огромные участки стен, и пешком пошли дальше по древним булыжникам Аппиевой дороги. Первые километры прогулки были не слишком приятными - дорога узкая, с двух сторон огорожена невысокими стенами, тротуара или чего-то подобного для пешеходов не предусмотрено. А машинки вполне себе едут. Вжимаясь в стены мы дошли до усыпальницы Присциллы, около которой обещали историческую реконструкцию истории Ромула и Рема. Рядом обнаружилась информашка Аппиевой дороги, где мы заполучили карты, а вот про реконструкцию они были глобально не в курсе, а территория усыпальницы - как и многое в тот день была закрыта - понедельник, музейный выходной. На обратном пути мы с интересом обнаружили, что ее все же открыли, но тогда мы махнули рукой и пошли дальше.
Следующим пунктом была церквушка Quo Vadis. Она построена на том самом месте, где апостол Петр встретил Христа, и повернул обратно в Рим, чтобы встретить там свою смерть. В церквушке в полу хранится под железной решеткой камень с отпечатками ног Иисуса Христа. Церквушка была открыта и совершенно пуста. И знаете - вот такие церкви лучше в тысячу раз всех Соборов Св.Петра и прочих пафосных громад. Она такая крохотная, внутри царит полумрак, но она при этом такая настоящая. Она для людей, а не для престижа церковников.
Дальше еще небольшой марш-бросок среди новых легионеров на бензиновой тяге, и мы у катакомб Сан Каллисто. Те самые знаменитые катакомбы ранних христиан - пускают туда только с экскурсиями, группы объединяют по принципу языка. Купил билет, и ждешь, когда объявят, с каким языком пойдет следующая группа. Пристроились к англоговорящим - их, кстати, было не так уж много. Экскурсовод - то ли индус, то ли полукровка, вел экскурсию с жутким акцентом, но при этом изъяснялся достаточно свободно. Катакомб в Риме очень много. Вопреки распространенным мнениям, вовсе христиане не тусили в катакомбах все свободное время. Катакомбы создавались исключительно с одной целью - захоронения мертвых. Также там проводились службы. Спускаясь в катакомбы, видишь бесконечные коридоры с высокими сводами, снизу доверху заполненные пустыми гробницами, рядом с которыми - углубления для лампад. Глинянные лампадки хранятся теперь отдельно, а тела из гробниц были перенесены археологами на нижние ярусы катакомб, куда туристов не пускают. Нечего, мол, любоваться на мощи. И правильно, на мой взгляд. Гробницы эти вырезались в мягкой породе - туфе и росли вниз. Это такие перевернутые вниз небоскребы из гробниц. Кое-где сохранились фрески. Выбираясь на свет белый, мы пожалели, что Дэн Браун не доехал никуда дальше центра Рима, в этих катакомбах он бы явно нашел подпитку своему вдохновению - место, действительно, впечатляет.


Усталый легионер на обочине Аппиевой дороги Усталый легионер на обочине Аппиевой дороги


Мы сделали последний рывок среди автомобилей, и наконец вырулили на пешеходную часть дороги. И вот там начался рай. Неширокая и потому какая-то уютная дорога, обрамленная кипарисами и соснами. Булыжники на дороге то разнокалиберные и неровные, а то средних размеров и один к одному, как кирпичики. Видны продавленные следы от колес колесниц. То с одной, то с другой стороны - разные древности - в основном - надгробные плиты или барельефы. Римляне очень спокойно-рационально относились к загробной жизни, что мне всегда в них нравилось. Типа "жил, ел, пил, радовался, ну и умер, что ж теперь". Периодически встречались более монументальные усыпальницы, иногда статуи, или виллы вдоль дороги. Одна из них - вилла некого Максенция с цирком при ней, оказалась открыта, более того, по поводу Дня города, нас туда пустили бесплатно. Оттуда же была видна известная усыпальница Цецилии Метеллы, опять же из-за понедельника закрытая.

Вилла Максенция и усыпальница Цецилии Метеллы вдали Вилла Максенция и усыпальница Цецилии Метеллы вдали


Пройдя полпути и обнаружив магазин, мы решили, что неплохо бы устроить пикник, как истинные римляне (современные, в смысле). Прикупив бутылочку красного, бутербродов (надо сказать, в Италии они отменные - всегда свежие, и без всякого упаси бог майонеза) и печений, мы нашли уютный уголок на обочине дороги - напротив голого мужика (статуя некого почившего древнего римлянина в виде героическом, то есть, совсем голом), и там замечательно отпикниковали. После вина некоторое время булыжники дороги оказывали предательский эффект и все время подворачивались под ноги. Но недолго :)

Домик на Аппиевой дороге Домик на Аппиевой дороге


Кстати, на Аппиевой дороге имеются не только развалины римских вилл, но и вполне себе современные и обитаемые жилые виллы с огромными частными территориями. Мы ходили и облизывались, глядя на них - страшно представить, сколько они стоят, но место для вилл - прекрасное.

Дойдя до самой знаменитой (из древних) виллы Аппиевой дороги - виллы Квинтилия, мы выяснили, что и она предательски закрыта, хотя оф.сайт обещал обратное. Но мы не сильно расстроились, а пошли искать дорогу к очередному пункту нашего маршрута - акведукам, которые располагались уже в стороне от Аппиевой, но тем не менее считались частью археозоны. Дорога к акведукам оказалась очень кривой, шла через совершенно жилой район, и располагалась по другую сторону от жуткой магистрали, именуемой Via Appia Nuova. За тот день мы возненавидели эту дорогу - но тогда мы еще не знали Via Tiburtina - об этом, в одном из следующих репортажей.Так вот, петляя среди малоэтажных спальных районов Рима, мы чудом вырулили туда, куда хотели - к тем самым акведукам. Сохранились достаточно большие их фрагменты, и они правда впечатляют - они огромны.

Акведук, маки и Вольта Акведук, маки и Вольта



Бесконечный акведук Бесконечный акведук


Выбравшись обратно на Appia Nuova, мы стали пытаться подъехать к следующему пункту на автобусе. Один автобус принципиально не остановился перед нами (оказалось, что ему мало было, что мы на остановке вскочили ему на встречу - надо было еще размахивать руками и плясать джигу на проезжей части), на другом мы уехали не в том направлении, и только третий привез нас более-менее куда надо.

NB: Особенность итальянских автобусов. Они останавливаются только по требованию - изнутри (специальная кнопочка, нажав которую ты этим заявляешь, что хочешь выходить на следующей) либо снаружи (маханием руки, даже если ты стоишь на означенной остановке).Полное расписание движения автобуса присутствует только у водителя в голове, и он его тщательно скрывает. На остановках вывешивают расписание только основных пунктов маршрута автобуса (т.е. тех, которые наиболее симпатичны составителю таблички), ну и, разумеется, конечного пункта (т.е. места, где вы окажетесь, когда, не зная где выйти, не нажмете вовремя кнопку). Остановки не объявляются. Автобусы вовремя не ходят (хотя расписание многих иногда старательно вывешивают). В итоге, игра "выйди на нужной остановке" является одним из самых увлекательных аттракционов самостоятельных путешествий по Италии.

Следующим пунктом была "овеянная легендами" долина Каффарелла (тоже часть Парка Аппия Антика) с чудесными ручьями и т.д. Что там было овеянно легендами - если честно, мы так и не догнали. Симпатичная парковая зона, впрочем.
Оттуда мы снова вышли на Аппиеву дорогу, поймали, наконец, нужный нам автобус, и уехали к Циркус Максимус - бывший грандиозный ипподром Древнего Рима рядом с Палатином - ныне - просто чисто поле, куда народ приходит валяться на травке и бегать трусцой.

Цикрус Максимус и громады Палатина Цикрус Максимус и громады Палатина


Оттуда мы поднялись на Авентинский холм. Если Палатин - холм патрициев, то Авентин - плебеев, кроме того, холмы сыграли свою роль в трагической истории Ромула и Рема. Они никак не могли договориться, кому из них двоих быть в новых местах царем, решили прибегнуть к ауспициям (гадания по полету птиц). Ромул наблюдал за полётом птиц с холма Палатин, а Рем - с Авентина. Рем первым увидел знамение - шесть птиц, тогда как Ромул позже увидел двенадцать птиц. Каждый истолковал знамение в свою пользу, в итоге они доругались до того, что Ромул убил Рема, основал новый город и назвал его в свою честь - Рома. Сейчас на холме весьма уютно - у его подножия - розовый сад - наверху - монастырь, чудесный апельсиновый сад с офигительным запахом зрелых апельсинов, от которых ломятся ветви деревьев, и прекрасная смотровая площадка на город.

Вольта хочет авентинскую апельсинку Вольта хочет авентинскую апельсинку


Дальше мы пошли искать Уста Истины (все вспоминаем "Римские каникулы" или автоматы хиромантии на Арбате) - морда, в чей рот обвиняемые клали руку, и если их считали виновными, руку им отрубал палач, сидевший по ту сторону морды. Еще ей приписывали возможность прорицания. На самом деле, эта морда была крышкой канализационной трубы в Древнем Риме. Теперь она находится в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин, тоже в окрестностях Авентина. Поскольку мы были там вечером, полюбоваться на морду удалось только через решетку, а засунуть туда руку и вовсе не привелось. Напротив церкви - псевдохрам Весты. То ли он и правда Весты, то ли Геракла, археологи так до конца и не сошлись во мнениях. Но на храм Весты на форуме похож - такой же маленький и круглый. Дальше мы неожиданно для себя вывалились на не особенно знакомую туристам, но немаленькую археологическую зону театра Марцелла - очередной древнеримский театр, частично достроенный в эпоху Возрождения, и как-то вписанный в другие окружающие строения. Рядом с ним - развалины нескольких республиканских храмов. Оттуда наш путь лежал на Кампо дей Фьори - как выяснилось - он лежал через гетто, подарившее нам такое прелестное явление как "кошерный фаст-фуд" - попробовать не решились :) Зато в районе Кампо дей Фьори нашли искомое - ресторан slow food (это такая организация, которая охраняет качественные продукты питания и блюда, так что их рестораны - это гарантия качества и настоящей, нетуристической, итальянской еды) - он оказался совершенно пустым, и мы туда благополучно завалились (траттория Da Sergio). Меню небольшое, причем официанты предпочитают его читать тебе вслух по-итальянски. Атмосфера совершенно настоящая - бело-красные клетчатые скатерти, отделка деревом - и все это - настоящая семейная траттория. Кормили быстро, вкусно, и совершенно недорого для Италии.
Посреди Кампо дей Фьори возвышалась фигура иллюмината в капюшоне - как мы выяснили, на самом деле это был Джордано Бруно, которого там сожгли.
Оттуда мы отправились к Пантеону. Уже потемнело и, скажу я вам, Пантеон в ночи, зрелище куда более монументальное, нежели днем. Толпа все та же, впрочем, хотя Пантеон уже и закрыт. После долгих поисков обнаружили храм Адриана, однако он был предательски затянут лесами (как и многое в Италии в этот период). Тогда мы вырулили в чайную у пьяцца Барберини. Как оказалось, что обещанные там сорта чая и питьевого шоколада - тоже продукт из пакетиков, за немеряно вздутую цену. Но ничего не поделаешь. Оттуда мы вырулили на уже становящуюся родной станцию метро Барберини, над которой призывными огнями сияет отель Бернини (привет фанатом Дэна Брауна снова!), доехали до нашей ближайшей м.Манцони, и домой. Как выяснилось - очень вовремя, потому что вскоре после нашего прихода разразилась страшнейшая гроза.
Ну и напоследок: родившийся в ходе мытарств бред дня - "Покатай меня, большааааая мортаделла!" (с) _volta_
Tags: photos, places, travel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments