Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Categories:

Я.Тимкова, "Повесть о каменном хлебе"

Вообще-то, я не читаю самиздат. Ну, не считайте это высокомерием или ограниченностью, просто столько в мире написано хороших книг и напечатано на бумаге, что читать нечто, не признанное широкой общественностью, да еще и с экрана - просто лень. Вот я случайно наткнулась в ЖЖ thegoldencat на упоминание некой "Повести о каменном хлебе". Поняла, что это про ролевое движение, заглянула... и не смогла остановиться, пока не дочитала. Благо, повесть короткая.
Названия, если честно, я не поняла. Ну и ладно.
А вот книга - понравилась. Доставила много эмоций. Давно не помню, чтобы меня так трясло от желания врезать по лицу одной из героинь, посадить под замок другую и разъяснить ей много всякого, и так далее...
Признаться, подростковые страсти подобного рода прошли мимо меня. Я никогда не подумывала о том, чтобы резать себе вены, напиваться до беспамятства, красить волосы в неведомые цвета и верить в большую, но чистую любовь. И я никогда не пыталась прибиться к какой-нибудь стае. Единственный "стайный" период в моей жизни был в студенческие годы, и, хотя кое-какие признаки подобной "стайности" там были, все же с описанным это не сравнить. Хотя бы потому, что речь шла о людях взвешенных, интеллигентных, воспитанных и крепко стоящих на ногах.
Самым бурным проявлением моего подросткового безумия было фанатение по театру Моссовет и ряду его актеров. Вот там тоже явно были "стаи", но я к ним не принадлежала, мы ходили туда своей группкой подруг, которую "стаей" назвать явно было нельзя. Потом, на что хватало нашего безумия? Несколько раз в месяц бегать в театр, дарить цветы кумирам и изредка дежурить у служебного выхода театра в надежде получить автограф.
У меня всегда было мало друзей, зато друзья были проверенные. До сих пор это так. Мне тяжело дается общение "ни о чем" с широким кругом людей, точнее, дается, может, и легко, но никакой радости не приносит. Мне просто скучно и меня это утомляет. С классом, как и с университетской группой, я никогда близости не чувствовала. То есть, отношения были нормальные, деловые, но не более того. Были в моей жизни и такие периоды, когда я оставалась вообще практически без друзей - так, пара старых знакомых, с которыми можно поболтать за жизнь, но без особого душевного трепета. И тем не менее, я никогда не хотела и не рвалась стать частью какой-то стаи. Именно из-за этого я недолюбливаю любые фэндомы и фанклубы. Я предпочту быть одна, чем избавляться от одиночества так, как героини этой книги.
Мне знакомы люди, склонные подчинять себе. Я очень хорошо знаю, что такое быть зацикленным на одном человеке и быть готовым принять на себя любую вину, простить ему все, лишь бы оставаться с ним. Я вообще, к сожалению, склонна очень сильно зацикливаться на отдельных людях. Но мне кажется, что я уже вышла из того возраста, когда меня можно будет вот так подмять под себя.
Самое страшное, однако, это даже не люди, которые хотят властвовать, а люди, которые хотят подчиняться. Которые готовы быть "третьим эльфом в пятом ряду", лишь бы вместе с остальными, лишь бы поближе к САМОМУ... Наверное, у меня слишком большое самомнение, но я никогда не хотела теряться в толпе.
Одна история ближе к делу - я как-то писала, что познакомилась с Толкиным очень давно. Уже лет в 7 за моими плечами были многократно прочитанные "Хоббит" и "Хранители". Остальных книг тогда еще было не достать. Тогда я была безумным фанатом, играла со своими тогдашними подругами, а еще чаще - сама с собой. Но тогда я не знала о толкиенистах. Я столкнулась с ними лет в 13-14 (тогда я уже о них знала, но не видела). Тогда я уже дочитала трилогию, сделала первую безуспешную попытку прочитать "Сильмариллион" и была уже далеко не так восторжена в отношению к Профессору. Последние две книги трилогии меня как-то разочаровали, в них не было того волшебства, за которое я любила "Хоббита" и "Хранителей". Так вот, в этом возрасте я занималась в театрально-вокальной студии. И однажды к нам прибились две толкиенистки. Одна, когда узнала, что я тоже, в принципе, люблю Толкиена, пришла в восторг, затем, узнав, что я Леголас (когда-то я в него играла, выбрав, впрочем, в основном за внешность:)), сообщила, что меня немедленно необходимо "крестить" и всячески куда-то зазывала на это самое "крещение". Мне это все казалось какой-то ерундой и я отказалась. В конце концов, если я хочу быть Леголасом, мне для этого ничье разрешение не нужно. Кроме того, мне не хотелось встретить в толкиенистской тусовке еще сорок Леголасов, а становиться кем-то другим только потому, что я уже давно и безнадежно опоздала - не хотелось. И мне не хотелось делиться своим Средиземьем, где были я-Леголас и мои друзья.
Спустя какое-то время я узнала чуть больше про подобные тусовки, и поняла, как я была права.
Что меня ужасает в ролевой субкультуре, так это то, что они не умеют отличать игру от не игры. Не умеют ставить точку в нужном месте. Воображают себя лучше, чем другие, потому что они причастны неким выдуманным мирам, которые они считают истинными. По сути, это люди-неудачники или же просто люди, слабые духом, которые все свои беды и неспособность к общению склонны приписывать тому, что родились не в том месте, не в то время, не в том теле и т.д. Они не хотят признаваться, что это они делают что-то не так, следовательно, надо свалить все на обстоятельства. У них не получается жить в этом мире, что ж, прекрасно, так это только потому, что они сами пришли из лучшего мира, и они знают, как туда вернуться - хоть ненадолго. Воображаемые миры позволяют реализовывать свои нереализованные амбиции. И так, кое-кто становится королями и королевами страны, которой нет на карте, но управляет он при этом живыми людьми, потерявшимися среди игровых отражений в поисках своего места в этом мире.
Ролевик - это определенный склад психики. Но ролевики делятся на тех, кто живет, и иногда играет (я принадлежу к этому типу), и тех, кто играет, и немножко живет. Для меня игра - это возможность расширить свои горизонты, но на самом деле, у меня никогда не возникало желания стать кем-то из моих персонажей. Может быть, на какое-то время это было бы и забавно, но тем не менее... Да, я тоже порой чувствую, что я родилась не в свое время. Но я отдаю себе отчет, что дело не во времени, а в том, что я просто пытаюсь вырваться за пределы обыденности, роясь в истории, мифологии, фантастике и сказках. Я никогда не испытывала ощущения, что я - это _на самом деле_ Леголас/Снэйп/Доктор/нужное вставить. Да, во время игры иногда путаются чувства, эмоции... но всегда есть базовый механизм, который в любой момент позволяет нажать на кнопку "стоп". И это, на мой взгляд, очень важно для игры - уметь остановиться. Потому что если ты не умеешь останавливать игру - значит, это уже не игра, это твоя жизнь. То есть, ты вовсе не украсил жизнь разнообразием игры, ты просто заменил ее суррогатом.
Поэтому все описанные в книге персонажи (кроме Сфинксы, ага) с их прыганьем от женского рода к мужскому и стенаниями "ах, почему я родился в этом дурацком теле?", с их поиском своих и чужих прошлых жизней в других мирах, с их квентами, меня безумно раздражают, в лучшем случае, они вызывают у меня чувство глубокой жалости. Они мне кажутся какими-то ущербными.
Что еще ужасает в этой среде - правда, не поручусь, насколько это все же широко распространено - это вот постоянные оргии, в прямом смысле. Квартирники, переходящие в попойки, а затем парочки существ - часто одного пола (причем, как правило, женского - как-то вот женщины более падки на ролевки) разбредающиеся по углам придаваться любвным утехам. Понятно, что это тоже бегство от одиночества.
Кстати, главной героине достался на удивление нормальный мужик - и зачем ей остальные придурошные девки-то были нужны? :(
Еще чем меня бесит ролевая среда такого типа, так это переклиненность на эльфов. Почему-то все хотят быть именно эльфами. Почему? Вообще, пафос этих ролевиков ужасен. Я очень люблю замки, баллады, псевдосредневековье, магию и все такое... Но когда это все выражается в борьбе бобра с ослом Добра со Злом, в менестрельщине и напыщенных речах, в рассказах о том, как она шла среди прекрасных трав и солнце золотилось в ее волосах, а голос ее звенел подобно весенней капели и тут стрела пронзила ее и алая кровь, стекая по ее белоснежным одеждам подобно молодому вину... ну и так далее. Так вот, меня от этого с души воротит. Или, еще страшное - про древнюю расу с мудростью веков во взоре. Оо... это кошмар. Немножко можно, но не все время же. Когда оно все время так, это производит впечатление напыщенной искусственности. Все эти невыговариваемые эльфийские имена, надписи на эльфийском языке и т.д.
Да, и еще - вот эти "мяф", "мурр" и "пушистая" - ненавижу. Из-за одного этого с людьми бы отказалась общаться.
Но самое страшное в этой книге, это, конечно, люди. Мне кажется, автор очень точно описала типажи и типы взаимоотношений. Эти хозяйки, собирающие урожай то тут, то там, а затем выбрасывающие отживших свое, как старые игрушки. Это девочки, мечтающие о ПрЫнцах, и находящие их в других девицах с жаждой власти и любовью к управлению чужими судьбами. Почти как по Утене - девочки, мечтавшие о ПрЫнцах, и девочки, ими ставшие.
Чего-то я так и не смогла сформулировать четко мысли, которые у меня возникли.
Мыслей много, в общем.
Книга тяжелая, но написана очень хорошо, местами, возможно, чересчур эмоционально, но в общем, оно соответствует событиям.
Впрочем, описанная в книге ситуация распределения ролей характерна для любой субкультуры, только некоторые особенности принадлежат к ролевой (кроссгендер, например).

Если что - никого не хотела обидеть :)
Tags: books, roles
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments