Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

"Пролетая над гнездом кукушки", театр Ленком

Вчера случайно попала на этот спектакль. Настрой был самый скептический - видимо, поэтому в итоге спектакль как раз понравился. Спектакль поставлен не Захаровым, а неким Александром Морфовым из Болгарии. Правда, мы-таки дождались и живого огня и чего-то похожего на взрывы ближе к концу спектакля - ну а как же, иначе это был бы не Ленком. Видимо, тут приложил руку сам Захаров.
Спектакль очень качественный. Отличные декорации: стены выложеные белым кафелем, работающие телеэкраны, где показывают то подводный мир, то транслируют сестру Рэчид и прозрачные стулья. Почти все в белом - даже санитары, только кто-то из пациентов в зеленых халатах - тоже типично больничный цвет. Макмэрфи играл Лазарев-младший (в первом составе там Абдулов), Вождя - Степанченко, сестру Рэчид - Шанина. Лучшая актерская работа спектакля, пожалуй, Билли в исполнении Сергея Фролова (того, который прославился на "Шуте Балакиреве". Он единственный, от кого создается ощущение, что он не играет, а он всегда такой. Он мне немного напомнил главного героя из "Восьмого дня", которого играл больной синдромом Дауна. Понравился и Хардинг (Александр Сирин) с внешностью римского патриция и взглядом с одной стороны оскорбленного достоинства, а с другой стороны - затравленным. Главные герои тоже вполне справлялись. Такой зажигательный Лазарев и внешне приторная, но внутри железная Рэчид Шаниной.
Надо сказать, я не очень хорошо помню книгу и фильм, поэтому оценить насколько что похоже на то или другое не могу. Могу сказать только, что дух произведения, на мой взгляд, спектакль передает. И, как ни странно, к концу спектакля герои уже стали для меня родными - я воспринимала их как старых знакомых.
А вот теперь объясните мне - каков основной пафос этого произведения? Надо сказать, что на мой взгляд оно очень американское. Много нецензурной лексики (не очень часто, но все же слух резало), много шуток про секс (хотя все же как-то на грани), и, конечно, политкорректность - "псих тоже человек". Но основная идея все же в другом: мне кажется, речь идет о противопоставлении демократии и тоталитаризма, хаоса и порядка. Один пытается всех расшевелить, заставить быть независимыми и свободными, и на основе этого - счастливыми. Другая - хочет всех построить дружными рядами, гарантировать спокойствие и стабильности и в конечном счете также сделать всех счастливыми. Да, Рэчид диктатор, да, она такая-сякая, но мне кажется, что она все же поступала так, потому что считала это правильным. Это не оправдывает лоботомии, но ее резон приблизительно тот же, что и резон первосвященников, посылающих на смерть Христа - "пусть умрет один, чтобы спасти многих". Возможно, ее методы неправильные, но она в них верит. Также как Макмэрфи верит в то, что несет всем радость и счастье. А в итоге он и Рэчид (да-да, именно оба) доводят до самоубийства Билли. Да, конечно, последний удар нанесла она, но он подготовил базу, на основе которой этот удар стал особенно болезненным.
В итоге я так и не сделала для себя вывода - кто же, собственно, был прав, а кто неправ?

А еще у меня мечта - чтобы сестру Рэчид сыграла Уте Лемпер. Это было бы потрясающе.
Tags: books, movies, theater
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments