Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Том Стоппард, "Берег Утопии"

Угораздило моего любимого Стоппарда сварганить трилогию пьес, посвященных судьбам русской интеллигенции ХIХ века. В центре пьесы - Бакунин, Герцен, Огарев, на втором плане Белинский, Чернышевский, Тургенев. А также их жены, женщины и дети.
Видно, что Стоппард серьезно подошел к матерьялу (впрочем, как всегда), читал работы означеных товарищей, записки, биографии и автобиографии, поэтому лично я не чувствую особой "клюквы" в том, как он изображает нашу интеллигенцию. В этом смысле претензий нет. Да и вообще претензий нет, хотя пьеса (пьесы) читается достаточно сумбурно, персонажей много, в них путаешься, и честно говоря, единой мысли не прослеживается. Она появляется лишь в конце и напоминает одно высказывание Гэндальфа: "Смысл не в том, чтобы преодолеть несовершенство данной нам реальности. Смысл в том, как мы живем в своем времени. Другого у нас нет". (с) Что ж, не могу не согласиться. Еще одна сцена - во второй, кажется, пьесе - диалог Герцена и Бакунина на пароходе, пересекающем Ла-Манш - напомнила мне чем-то "нельзя не быть на корабле" из "Розенкранца и Гильденстерна".
Но вообще, по ходу чтения пьесы, я думала о другом. О том, какие же все-таки идеалистически настроенные идиоты были эти наши так называемые интеллигенты. Со своим витанием в абстрактных конструкциях немецкой классики, которую они пытались применить к реальной жизни, к которой она неприменима. Со своими рассуждениями о народе и пролетариате, а также том, что им нужно, когда на самом деле, они ничего не знали о реальной жизни народа. Со своим потребительским отношением к своим женам и подругам (впрочем, про женщин - отдельно, они тоже были не сахар). Со своей революцией ради революции и какими-то безумными прожектами. Со своей слепой верой в то, что они действительно меняют мир к лучшему. Мечтатели - это хорошо. Мечтатели, которые считают, что они могут изменить мир и пытаются это сделать - это опасно. Глупостями занимались наши интеллигенты - переливали из пустого в порожнее, а их женщины в это время, объявляя себя героинями - спутницами жизни великих людей, метались от одного мужчины к другому, и все это обосновывали идеологически - жуткие истеричные эмансипе - страшный типаж ХIХ века. Вообще, я поняла, почему я не люблю ХIХ век - там все такие ненатуральные, такие экзальтированные, такие с надрывом, такие пафосные. Ужасно.
В общем, пьеса укрепила меня в весьма пессимистическом отношении к нашей интеллигенции, которое у меня всегда было.
А вообще - для Стоппарда слишком реалистическая пьеса - не за это я его люблю.
Tags: books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments