Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

Лев Толстой, "Анна Каренина"

Во-первых, я должна публично извиниться перед графом Толстым за мое отношение, сложившееся к нему со школьных времен. За "Анну Каренину" я готова простить ему и Наташу Ростову, и Платошу Каратаеева, и насморк Наполеона. Хотя, надо признаться, и в "Анне Карениной" были куски, которые я читала по диагонали - в основном, связанные с Левиным и российской деревней, но все равно - роман я прочла на одном дыхании. Раньше я знала о нем только то, что была Анна Каренина, изменившая мужу с Вронским и потом в итоге бросившаяся под поезд. Ориентируясь на свои представления о Толстом, мне рисовалась эдакая нравоучительная история о падшей женщине, которая при живом муже и ребенке связалась с каким-то ловеласом, за что и поплатилась. Но оказалось все совсем по-другому. Не умеющий чувствовать Каренин не хорош, и не плох, он просто не умеет любить, и только его представления о том, как должно быть, как положено, как правильно, его гордость - не мужчины (мне изменила любимая женщина!), но мужа (моя жена мне изменила - что скажут люди!), приводит к тому, что он удерживает у себя сына, которого не любит, и в итоге не дает Анне развод. Вронский - настолько положителен, насколько может быть положителен аристократ-военный того времени. Анна не была временным увлечением, Анна была женщиной всей его жизни. Сама Анна - тоже пример умной, положительной женщины, которую погубили общественные условности. Вообще, весь роман именно об этом - об условностях. Казалось бы, что может быть проще - женщина не любит мужа, он не любит ее, почему они не могут спокойно развестись, чтобы она вышла замуж за любимого человека? Дело тут не в священном браке, дело в том, что это не принято. Для женщины, бросившей мужа и живущей с другим мужчиной вне брака, закрываются все пути. Она не может найти себе места в жизни, она мается дома от безделия, и ревность и страх, что Вронский ее разлюбит, сводят Анну с ума. Ее не мучила совесть - разве что перед Сережей, ее мучило то, что она не может вести нормальную жизнь, как ту, которую она вела раньше. Она словно заперта в клетке, отрезанная от общества - за исключением друзей Вронского - в то время, как Вронский ведет нормальную полноценную жизнь. Несчастное положение. Слишком много свободного времени и слишком мало занятий - приводят к тому, что все ее мысли сконцентрированы вокруг Вронского и их отношений, и она, накручивая себя, постоянно видит в нем признаки охлаждения. Потерять любовь Вронского для нее - потреять все. Сомнения в нем приводят ее к кризису идентичности, депрессии. Мысли о самоубийстве, и, наконец - моментальное, спонтанное, практически случайное решение - поезд. Кризис идентичности преодолен, но негативно. Очень грустная судьба, точнее судьбы, потому что жизнь Вронского тоже разорвана пополам под колесами этого поезда.
Толстовская линия - линия Левина - значительно менее навязчива, чем в "Войне и мире", хотя в финале все-таки продавливается мысль о законе добра. Но тут я не могу плеваться и сердиться на Толстого, потому что размышления Левина о жизни и смерти - это то, что мне было безумно трудно читать, потому что это было безумно похоже на те мысли, которые порой не дают мне спать.

Вывод - хочу фильм с Софи Марсо и Шоном Бином. Наверняка буду ругаться на голливудщину, но Шон Бин в роли Вронского!!!
Tags: books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments