Луни (purple_files) wrote,
Луни
purple_files

  • Music:

Моя длинная и сумбурная рецензия на творчество Макса Фрая - пока что только на "Лабиринты Ехо"

Итак, похоже мои прогулки по лабиринтам Ехо наконец-то закончились. Впереди еще лежат "Мой Рогнарек" и "Гнезда Химер" - но об этом потом. Мои впечатления от Лабиринтов Ехо так и остались двойственными - но пойдем по порядку и начнем, пожалуй, с негатива. Книги показались мне очень неровно написанными - т.е. были моменты, когда мне с трудом и скукой приходилось продираться через вереницы пустых слов, а бывали и такие, когда я просто не могла остановиться и не смотря на глубокую ночь продолжала нажимать на клавиатуре стрелочку вниз, чтобы читать и читать дальше. В целом, впрочем, с моей точки зрения книги становятся чем дальше, тем интересней - и если первые напоминают каких-то "Охотников за привидениями", то уже в последних находишь все больше и больше поводов для размышления. С другой стороны, эпизод с возвращением сэра Макса в его "родной" мир - в "Волонтерах вечности", если не ошибаюсь - произвел на меня одно из самых сильных впечатлений. Может, потому что авторы отошли в нем от своего обычного ернического стиля. Что касается стиля - это отдельная история. С ним я так и не смогла смирится - но к счастью к последним книгам авторы опять же стали все чаще от него отходить. Эта книга все время производила на меня впечатление, будто она написана иностранцами и переведена. Несмотря на многочисленные русские фразочки, реалии, цитаты из русской классики. Возможно, этому поспособствовало чрезмерно активное употребление слова "задница" - в таком количестве и в разговорной речи это слово в основном употребляется в американской литературе и особенно кинематографе. Дело вовсе не в том, что я чересчур щепетильна - ради бога, пусть будет "задница", дело в том, что выражения "поцелуй меня в задницу", "двигай своей задницей" для русского языка являются не совсем естественными - у нас есть много более оригинальных и цветастых, а также чаще употребимых выражений! В общем, нечего было пенять на генерала Бубуту - потому что слова "задница", "уборная" и "сортир" - а также все шутки на эту тему упоминались слишком часто и быстро стали утомлять - не потому, что это как-то оскорбляет мои эстетические чувства, а потому, что уж слишком навязчиво эти слова повторялись. Что еще надоело - постоянные упоминания еды и сна. Но в целом этот пассаж - так, мелкие придирки.

Что мне действительно не нравилось, так это в целом некоторая искусственность языка. Во-первых, слишком много восклицательных знаков. Во-вторых, постоянная манера вести разговор с шутками и прибаутками, в независимости от обстоятельств - и практически у всех главных героев. Я люблю людей с чувством юмора. Пойду даже дальше и скажу, что я не могу общаться с людьми, у кого нет чувства юмора или чье чувство юмора сильно отличается от моего. Но уж больно одинаково ернически вели себя все господа тайные сыщики, кроме Лонли-Локли, которого оставили для контраста в качестве полной противоположности для остальных членов бюро. Вообще, характеры главных героев, их различия, с одной стороны, вроде бы, продуманы, а с другой стороны эти различия являются какими-то поверхностными, и все реплики и поступки героев вполне могут принадлежать только одному человеку. Впрочем, с моей точки зрения, так оно и есть, но об этом позже. Что мне еще не нравилось, так это что шутки подаются как нарочитые, то есть под грифом "я пошутил и всем стало смешно". В большинстве случаев мне трудно было понять, почему это коллеги так благосклонно заливаются диким хохотом после каждой шутки сэра Макса.
Также раздражала повторяемость одних и тех же эпизодов - особенно в начале. Ожившие мертвецы и Смертные шары сэра Макса в какой-то момент стали серьезно меня напрягать - к счастью, дальше пошло интересней и разнообразней. Но главное - что во многом делало для меня чтение книги не таким интересным - это полная уверенность, что ни с кем из главных героев абсолютно ничего непоправимо плохого не случится. Просто по определению не случится. Поэтому меня очень забавляли очередные проводы на тот свет сэра Макса и страдания на тему того, что уж на этот раз он вряд ли выкрутится - то, что он выкрутится и всех остальных "выкрутит" стало понятно уже почти с самого начала. С моей точки зрения, трудно сопереживать всемогущему герою. Единственный действительно очень человеческий эпизод, с которым сэр Макс ничего не мог поделать - это расставание с Меламори. Впрочем, чуть позже и его он преодолел без особых проблем. Честно говоря, я, с одной стороны, очень прониклась Меламори, чувствуя с ней определенное сходство, с другой стороны, я, со свойственным мне садизмом, была несколько разочарована хэппи-эндом в их истории - необходимость существовать друг без друга делала их историю более жизненной. Ведь это старая как мир история, когда тот или та, кого мы бы хотели видеть самым близким для себя человеком, навсегда остается для нас не больше чем другом. Но нет - сэр Макс был не просто Вершителем, но еще и страшно удачливым человеком. Хотя его формулировка на тему того, что они стали совершенно другими людьми, и теперь судьба им не страшна совершенно не выдерживает никакой критики - это просто Эрнст Мах какой-то, а его еще Ленин критиковал. Правда не за это, но неважно :)

Что еще не нравилось по стилю - крайний эгоцентризм главного героя и его восприятия действительности. Впрочем, моя теория это вполне объясняет…

Вообще, с моей точки зрения, в книге многовато логически незавершенных ходов - loose ends. Хотя надо отдать должное, что многие истории, про которые, ты думаешь, автор забыл навсегда, вдруг всплывают и получают логическое завершение. Но далеко не все. Хотела бы я знать, куда делся мой нежно любимый Лойсо Пондохва с тех пор, как Макс его отпустил на все четыре стороны? Еще странная история - как он отправил компанию вампиров на свою историческую родину без зазрения совести. Мол, жрите бюргеров, упыри дорогие…
Из забавного - во-первых, отдельное спасибо авторам за встроенную шутку про спившихся эльфов. Это было лихо. Во-вторых, идея "ужаса магов" или что-то в этом роде - там где они с Черной Рукой боролись - просто один в один боггарты из ГП - даже бороться с ним надо также - смехом. А уж меч Менина, хранившийся прямо в теле Макса, как в ножнах - элемент чисто анимешный. Отдельное спасибо за идею библиотеки короля Менина - ту, где хранятся однажды задуманные, но никогда не написанные книги - вот был бы хороший способ писать книги! Моих бы там уже стояла целая полка! :)))

Что ж, кажется, мы незаметно перешли к позитиву. Лучшее, что есть во всех этих книгах - это последняя часть "Лабиринта Менина" - а точнее "Тихий город". Во-первых, отличная идея - я тоже всегда считала, что герои книг где-то являются живыми. "Тихий город" - такая вселенная общечеловеческих мыслей - там находятся все, о ком мы думаем и помним. Во-вторых, блестящее композиционное завершение всего цикла. Хотя опять же - мне нравится то, как выкрутился сэр Макс и, написав книжку, смог таким образом навеки зафиксировать свою любимый Мир, но закончить все описанием его жизни в Тихом городе было бы пусть более жестоким, зато более жизненным.

А теперь я наконец изложу свою теорию того, о чем все-таки эта книга. Эта книга о своего рода ролевой игре, или, если хотите, просто эскапизме человека, бегстве из мира обыденности, из Alltaglichkeit, вглубь своего сознания, где скрыт придуманный им прекрасный мир, мир, где ему хорошо, мир, где у него все складывается правильно. Ехо и все его жители, и все события лишь придуманы сэром Максом, а точнее просто неким Максом - ну пусть Максом Фраем, который, как и любой другой человек, хочет жить в мире, где множество приключений и опасностей, которые он, тем не менее, способен преодолеть, где он пусть не бессмертен, но способен играть со смертью в прятки, где он обладает особым могуществом, и, главное - где есть люди, которые любят его и которых он любит. Неудивительно, что в своем выдуманном мире он становится неуязвимым Вершителем, чьи желания рано или поздно исполняются. Неудивительно, что все главные герои так или иначе напоминают его самого - ведь они лишь порождения разных закутков его фантазии. А уж Лойсо Пондохва и особенно Теххи являются просто его alter ego - не случайно же эта особенность даже внешне становиться похожими на собеседника - а в качестве их собеседника почти всегда оказывается сам Макс. Теххи же и манеру общения перенимает у Макса. Все, что происходит с Максом в его Мире - лишь игра его воображения. Отсюда же такая важная роль снов, наваждений и путешествий между мирами. Здесь он находит идеальную для себя работу - ночью, здесь он получает возможность наслаждаться лучшей едой, которую только может себе вообразить, здесь он получает возможность спать сколько вздумается или уж, по крайней мере, не мучиться от бессонницы. То есть он избавляется от тех проблем, которые напрягают его в реальной жизни. Он создает идеальный мир, где нет места скуке, а страх, печаль и боль являются лишь очередными средствами почувствовать остроту жизни. И в этом мире он получает бесценную возможность вечно ускользать от смерти. В конце концов, ему даже предлагают бесплатное местечко в Харумбе, которым ему, видимо, так и не суждено воспользоваться. Что касается заявления Джуффина, что это он его выдумал, потому что сэр Макс хотел быть выдуманным - оно только подтверждает вышесказанное. Замыкается круг, и Макс, сам будучи творцом своего идеального Мира, прочно закрепляется в нем через посредство своего выдуманного начальника, который объявляет себя творцом Макса. Так сэр Макс и его Мир становятся вдвойне реальными - та самая ситуация, когда автор ощущает полную самостоятельность героя, которая, тем не менее, зависит от желания автора. Что же касается другого Вершителя - короля Менина, то это тоже сам Макс. Просто до поры до времени этот мир, который он выдумал, держался как бы сам по себе, но настает время, когда Макс оказывается в Тихом городе, то есть вынужден потихоньку тонуть в обыденности и повседневности - пусть даже уютной и мирной. Но поскольку Мир существует лишь в его сознании, он будет реальным лишь пока Макс его помнит и любит. В общем-то, любому ролевику понятно, что персонаж живет, пока в него играют, существует, пока про него помнят, но стоит о нем забыть, и его больше нигде нет. Так и с Ехо. В общем-то, я бы оставило финалом именно это - его жизнь в Тихом городе - Макс становится старше, он перестает быть мальчишкой, каким он так долго оставался в душе, несмотря на возраст. Но все-таки он - пусть уже совсем смутно - но продолжает помнить и любить Ехо - город его мечты. Но Максу повезло и на этот раз. Авторы решили, что нужен хэппи-энд, и, надо отдать им должное, сделали его очень красиво. Что нужно, чтобы Мир, который существует лишь в твоей голове, обрел реальность? Описать его на бумаге, а затем поделиться с другими людьми. И тогда этот мир перестает быть твоим личным наваждением, в него погружаются и начинают верить другие люди. Их вера, впрочем, так или иначе, изменяет твой Мир, потому что каждый видит его слегка по-своему, но тем не менее - главная цель достигнута - твой Мир продолжает жить, и теперь уже никуда не денется.

В общем-то, там еще очень много идей, на которые имело бы смысл поразмышлять, но я уже и так что-то расписалась. Получилось довольно сумбурно, но надеюсь, что хоть немного понятно… :) Я очередной раз убедилась, что неважно, что читать или смотреть, а важно кто читает или смотрит - beauty lies in the eyes of the beholder - каждый находит только то, что он хочет и может найти - и ничего больше!
Tags: books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments