Не все отхождения от сюжета мне понравились, но все равно - экранизация более чем достойная, а актеры внесли в персонажей даже больше, чем было прописано. И основная идея сохранена. Снято очень красиво и по-английски. ВВС at it's best, как говорится.
Несколько слов по основным персонажам.
При прочих равных (отличный каст, никаких особенно претензий), хочу особенно отметить двоих - Норрела и Чилдермасса.
Норрел (Эдди Марсан) - весьма неоднозначен и в книге, но Марсан (которого я до этого видела только в роли Лестрейда в Ричевском ШХ) делает его настолько живым и дает такой нерв, что у меня каждый раз сердце щемило, когда я на него смотрела.
Любимые моменты - все, что связаны с книгами. "A party? I want to go home and read a book" и в финальной сцене, где он торговался со Стрейнджем на тему того, сколько книжек он готов отдать Королю Ворону. I feel you :) А уж как он радовался, как ребенок, когда попал в Fairy:) И на "Please, don't laugh at me" я просто умерла.
Единственное, о чем жалею, что они выкинули тот кусок беседы Стрейнджа и Норрела, где Норрел рассказывал ему о том, как в молодости сам пытался вызвать Короля Ворона, и тот не пришел, и с тех пор Норрел понял, что Королю Ворону плевать на Англию и решил, что надо справляться без него. Вообще, при всем занудстве Норрела, я все же скорее норрелит, чем стрейнджист:)
А еще с первых же кадров Норрел мне очень напоминал внешне - и - подозреваю - по характеру - Канта. Не знаю, специально ли так делали, но ассоциация прямо четкая.
Чилдермасс (Энцо Чиленти) - самый любопытный, пожалуй, персонаж во всей книге, и самый, уж простите, сексуальный во всем сериале. Да, я неравнодушна к итальянским мачо, но тут дело даже не во внешности. В каждом кадре, где он появляется, он сразу перетягивает внимание на себя, даже когда он сидит на заднем плане и пишет письма. Определенно, это персонаж, который если еще не сделал, то сделает фандом этого сериала. Самое интересное, что его можно успешно шиппить почти со всем персонажами сериала и все это будет почти канон:) Но если серьезно, прелесть его, конечно, не только в этом, а, прежде всего, в той сумасшедшей харизме и драйве, которые прут от него при каждом его появлении. И в его умении сочетать верность хозяину с абсолютно независмым поведением. А еще он прекрасно троллит всех, кто попадается под руку. А как он рычит...:)) Гхм. Простите:)
Стрейндж (Берти Карвел) - первый шок, это то, что Карвел играл в "Слепом Банкире" в "Шерлоке" Себастьяна - старого друга Шерлока, который их нанял. Здесь Карвел абсолютно неузнаваем, романтично обаятелен и грациозен как медведь - в общем, вылитый Стрейндж. У меня нет к нему никаких претензий, скорее сам персонаж Стрейнджа мне несколько перестает быть интересен в какой-то момент. Из всех персонажей этого произведения он наиболее предсказуем - эдакий Виктор Франкенштейн (хотя монстра выпускает как раз Норрел). К слову, в сериале Стрейнджа сделали лучше, чем он был - по отношению к жене в первую очередь. В книге он откровенно забивает на жену ради магии, и не носится с попытками ее воскресить после ее мнимой гибели, здесь же любовную линию все же вытянули на первый план. Хотя, к моему удивлению, финальный разговор Стрейнджа с Арабеллой меня зацепил аж до слез.
Сегундус (Эдвард Хогг) - персонаж, который с первых же строчек книги вызывал у меня симпатию, персонаж, который, по сути, запустил этот маховик, которой привел к восстановлению английской магии, своим наивным вопросом "Почему в Англии перестали заниматься магией?". В сериале Сегундус - такой трогательный романтический идеалист, что просто обнять и плакать. Особенно их контраст с Чилдермассом в совместных сценах вызывает умиление.
В общем, уже вот эта четверка достойна того, чтобы смотреть сериал.
Марк Уоррен весьма на месте в роли фейри, который, как бесил меня в книге, так бесит и здесь. Очень красивый негр Арийон Бакаре играет Стивена Блэка, не вызывает вопросов, почему фейри парит ему про его destined to be king и т.д. Сэр Уолтер Поул (Сэмюэль Уэст) с вечно несчастным выражением лица вполне вписывается в образ. Дролайт и Ласеллз мерзкие, как и полагается. Арабелла вполне мила, а вот леди Поул, которой очень расширили роль, хотя и неплохо играет, но как-то совсем не вписывается в образ чахоточной, да и вообще рядом с изящной Арабеллой смотрится дояркой. Роль Флоры сведена до минимума , зачем-то ее сделали одной из "жертв" лорда Байрона, ну да в общем мне до нее никогда особенно не было дела. Винкулуса я никогда не рассматривала как персонажа, это скорей необходимый для сюжета объект, поэтому в общем такую роль трудно не сыграть:)
В общем, сериал вышел прекрасный, и теперь есть одна проблема - как жить, зная, что не будет никакого второго сезона? Особенно после финала с Чилдермассом, который, глядя тебе в глаза, говорит: "Wherever magicians used to go perhaps. Beyond the sky. On the other side of the rain.".
И да, вот это вот "The rain shall make a door for me..." и вообще весь образ английского дождя как сущности английской магии позволил мне мужественно пережить дерьмовую погоду в выходные:)