?

Log in

No account? Create an account
"Место встречи изменить нельзя" - Записки оборотня

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Карта Мародеров

June 26th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
12:16 am - "Место встречи изменить нельзя"
На обратном пути в "Сапсане" посмотрела "Место встречи изменить нельзя" - раньше как-то мимо меня этот фильм прошел, хотя кучу крылатых фраз оттуда, разумеется, знала.
В общем - не поняла я ажиотажа по этому фильму. Конечно, можно было бы сказать, что мол фильм из другого времени оценить трудно. Но извините - а "17 мгновений"? А олдскульный "ДК" или "Стар Трек"? Так что этот аргумент не катит.
А фильм показался мне, как ни странно, очень пресным и каким-то очень... карамельным что ли. Такая вот сказочка о карамельных бандитах и карамельном МУРе. Из серии "меня пугают, а мне не страшно". И бандиты не ужасают, и Жеглов вроде бы как жесткий выводится, а все равно какой-то приторный, хотя и Высоцкий. Про Шарапова даже говорить не хочу, катастрофический персонаж:)
В общем, не оценила совсем. Жаль. Как-то ожидала большего.
Tags:

(5 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:bigstonedragon
Date:June 25th, 2014 09:44 pm (UTC)
(Link)
А мне фильм очень нравится!
7 лет назад я ему даже отдельный пост посвятил - http://bigstonedragon.livejournal.com/210747.html ; перепечатаю его, пожалуй здесь
[User Picture]
From:bigstonedragon
Date:June 25th, 2014 09:45 pm (UTC)
(Link)
Сюжет фильма помню уж едва ли не наизусть, с раскладкой по сценам - но во многом именно благодаря этому удалось сейчас словно взглянуть на фильм по-новому, увидеть то, что раньше не бросалось в глаза за перипетиями сюжета.

1) «Мвин» и «Матрица»

Эх, какую же шикарную актерскую школу мы потеряли! Раньше в «Мвин» меня, пожалуй, блеск великолепной игры Высоцкого ослеплял и не позволял заметить, как здорово справились со своими ролями все остальные. В первую очередь, конечно, Владимир Конкин.
Вообще-то, честно говоря, не нравится он мне. Ну, не актер он! Однако ж в образе Шарапова – явно сумел-таки выше головы прыгнуть. Раньше я как-то недооценивал, не замечал его в блеске Высоцкого. Зря!
В конце концов, Жеглов – сложившийся характер. Роль же Шарапова на порядок сложнее: он на протяжении фильма меняется, и очень существенно, превращаясь из наивного идеалиста в «мужа судьбы». Жизнь, как говорилось в другом замечательном фильме – «Щит и меч» - «лишает» его «иллюзий». Словно Нео, пробуждающийся из Матрицы. «Добро пожаловать в реальный мир!»

2) Вопросы без ответов.
Вообще-то, я не люблю «открытых концов» и вопросов, остающихся без ответа. А «Мвин» - как раз из разряда таких. В прежние годы казалось, что основной вопрос фильма – кто прав: Жеглов или Шарапов? А сейчас понял, что в этом-то никакого вопроса и нет, и отвечать-то на самом деле, соответственно, не на что. Основные линии фильма – это, во-первых, «сопоставление» Жеглова и Горбатого (словно как Арагорна и Саурона) как двух носителей власти. Но на самом деле здесь особо нового ничего авторы не говорят. А во-вторых, и это, пожалуй, действительно основное в картине – это путь Шарапова к тому, чтобы только лишь задать себе самому вопрос «А правильно ли я поступил, приняв красную таблетку?»
Вопрос только лишь задан, ответа, конечно, нет – но это не вызывает раздражения, возможно, просто потому, что эпоха отражена очень уж правдоподобно (по крайней мере, с точки зрения человека моего поколения), и все мы знаем, «что же было» дальше «с Родиной и с нами».

3) «Мвин» и ВК, или «…идет борьба бобра с ослом»?
Отнюдь нет! В этом-то, пожалуй, и заключается основная «фишка» фильма по сравнению с большинством иных произведений (и наших, и голливудских) на тему борьбы с преступностью.
«Вор должен сидеть в тюрьме»? Да, конечно! Кто бы сомневался. Но вопрос-то, оказывается, в другом – должен ли сидеть в тюрьме ЧЕЛОВЕК?
Убийцу и бандита нужно казнить? Да, конечно. Я и сам всегда выступал и выступаю за сохранение смертной казни. Но вопрос в другом – надо ли казнить Левченко?
Конечно, авторы «Мвин»а не могли обойти стороной проблему «развращения властью», создав яркие образы Жеглова и Горбатого. Но, в отличие от Толкиена, их куда больше волнует другая проблема – Власть и Общество. Нуждается ли общество во власти? А если нет, то возможна ли такая организация власти, которая не будет порождать в обществе изгоев, которые поневоле становятся преступниками, порождая у власти необходимость с этой самой преступностью бороться? Можно ли разорвать этот замкнутый круг? Наступит ли Эра Милосердия?
Сама возможность постановки подобных вопросов кажется невозможной, немыслимой в условиях Советской Власти, и тем не менее – фильм ведь был снят, и даже был показан по центральному телевидению, а не положен на полку!

4) «Хэппи-энд»? «Мвин» и «Война миров» Спилберга.
Еще одна удивительная для советского кино отличительная особенность «Места встречи» - ведь, несмотря на, казалось бы, формально благополучное завершение истории – бандиты пойманы, муровцы живы – кончается он на минорной ноте. «Не напрасно ли я принял красную таблетку»? Но наверно, ни зрители, ни власти не оценили бы такой концовки. И формально к фильму приделали хэппи-энд – малыш из детдома не пропал, любовь готова перерасти в семейное счастье…
Аналог аналогичного «чудесного» хэппи-энда, щадящего зрительские нервы, там, где по логике вещей быть его не должно, распространился последнее время в американском кино – наиболее ярким примером служит финал спилберговской «Войны миров». Еще одно созвучие нынешней ситуации в Америке с СССР тридцатилетней давности?
[User Picture]
From:purple_files
Date:June 26th, 2014 06:12 am (UTC)
(Link)
Мне вот мама сказала, что в книге хэппи-энда не было.

Честно говоря, не заметила, чтобы там сопоставляли каким-то образом Жеглова и Горбатова. Вообще на мой взгляд там чудовищно недопрописаны мотивации персонажей, все свои роли выполняют - один "следак", другой "бандит". Да, пытались играть на том, что мол Жеглов в борьбе против преступников перестает замечать за ними людей, но тоже как-то это без раскрытия.

Единственный в этом смысле сложный персонаж - это Левченко, это единственный момент в фильме, где мне стало интересно смотреть, чем все закончится с ним.
[User Picture]
From:lab_cat
Date:June 26th, 2014 03:39 pm (UTC)
(Link)
Многие фильмы хороши именно для своего времени,это раз.Мы в в 80-х его смотрели в основном из-за Высоцкого,это самая его большая роль в кино,у нас был голод по Высоцкому,это два.А Конкин-ну что Конкин-"Как закалялась сталь посмотри"-все станет ясно.Нам - моему поколению- и более старшим-фильм очень нравился,до сих пор ео пересматриваю с удолвольствием.Книга-имхо-не дотягивает,довольно слабенькая
[User Picture]
From:purple_files
Date:June 26th, 2014 04:00 pm (UTC)
(Link)
Мне не Конкин не нравится, у меня Шарапов вызывает фейспалм, именно как персонаж. Ну и вообще - я люблю некоторую наивность старых советских фильмов - но вот здесь она была как-то чересчур.

> Go to Top
LiveJournal.com